ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Программа занятий
ПРОГРАММА
В последние годы в российской системе дошкольного образования
произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание
образования и воспщ'ания детей. Появилось несколько новых комплексных
программ (например, «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство»,
«Истоки»), которые с успехом используются во многих дошкольных
учреждениях. В них основные направления развития детей получили
обновленное содержательно-методическое обеспечение.
Тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из типовой
Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста (1986),
которая и в настоящее время достаточно широко используется в детских
садах, как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Этот
раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной
направленности. Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной
из порциальных проблема нравственно-патриотического воспитания детей с
позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически
совсем не затрагивается.
Нами была предпринята попытка восполнить этот пробел. Ее результатом стала образовательная программа, теоретическую основу
которой составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о
необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим
ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении
личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического
развития человека (И. А. Ильин, Д С. Лихачев и др.). В отсутствие каких бы
то ни было общегосударственных идеологических установок, мы считаем
необходимым сначала дать специальную аргументацию положения о том,
что приобщение детей к народной культуре является средством
формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Для
этого необходимо специально остановиться на раскрытии таких понятий,
как «национализм», «интернационализм» и «патриотизм».
Сложность дифференциации этих понятий и правильного их
осмысления заключается в том, что понятие «национализм» для многих
россиян ассоциируется с понятием «национал-патриотизм», и, прежде всего,
— с германским фашизмом, основой идеологии которого является
противопоставление одной, «избранной» расы (национальности) всем
остальным. Пропитанный чувством собственного превосходства, национал-
патриотизм всегда сопряжен с неприятием другой культуры, людей другой
национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и
насилием. В новейшей истории, а следовательно, и в нашей памяти, понятие
«интернационализм» противопоставлено понятию «национал-патриотизм».
Государственная идеология подменяла понятие «патриотизм» понятием
«интернационализм» или использовала их как синонимы.
Понятие- «интернационализм» трактуется также неоднозначно.
Интернационализм может выступать как противопоставление национал-
патриотизму и проявляться, например, в объединении людей по признаку
одного вероисповедания («Все люди — братья во Христе»). Это означает, что
христианин является гражданином вселенной, и, следовательно, отвергается
деление людей по странам проживания, расам, национальностям.
Интернационализм может проявляться и в идее преодоления людьми
языковой разобщенности. Вспомним, например, еще недавно всерьез
дискутировавшуюся возможность перехода на единый язык «эсперанто».
~
Распространявшиеся в нашей стране идеи интернационализма в своей
основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве
общества в соответствии с социал-революционным призывом: «Пролетарии
всех стран, соединяйтесь!» Для «сознательного» пролетария основная цель —это мировая революция, ради которой он может и должен предавать не
только своих близких, но и Родину. Фанатичная приверженность такой
идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во
время первой мировой войны и особенно позднее, в первые годы советской
власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на
гибель соседа, брат — брата, сын — отца. Поэтому нам необходимо ясное
понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в
наших детях.
Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает
в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию
общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.
Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к
формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни
способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает
творческие усилия и достижения,, придающие особое своеобразие культуре.
В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие
свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право,
германская музыка и т. д.). Каждый народ привносит в культуру свое, и
каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот
почему национальный гений и его творчество оказываются предметом
особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит
сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя,
но в то же время за весь свой народ.
Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном
или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и
творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру
страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна
вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот
учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его
характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти,
обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью
человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не
сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить,
а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди
других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о
наших памятниках, литературе, языке, живописи...
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,
фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая
Программа воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и
основной документ для воспитателей таких задач не ставила Правда, уже в
младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной
игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.),
малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами,
народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.
Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с
декоративноприкладным искусством Хохломы, Городца, дымковской,
каргополь- ской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту
усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора,
восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве,
выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской
культуре были отрывочными поверхностны. В чем же дело? Возможно, это
происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с
родной культурой были сформулированы слишком общо. Например:
«Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с
некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не
обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у
воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий.
Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала
возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных
праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее — краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского
гядя это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции
рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется
большая грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи
старославянские слова и изречения, почти не используются потешки,
поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной
жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в
фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво
считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений
недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали
в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские
народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую
недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры,
плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли испольвовать к месту.
Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-
распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь
современным материалом.
А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского
труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой
Программой, решалась формально, содержательно не связывалась с
природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это
вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали
традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были
проникнуты чувством понимания ее древности и величия.
Исходя из вышеизложенного, для своей программы «Приобщение детей
к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие
приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть
национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что
они —часть великого русского народа
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки,
песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном
творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера,
присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,
загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-
то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый
говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В
пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные
позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества
людей. Особое место в произведениях устного народного творчества
занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны
занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются
накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц,
насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.
Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят
национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, молено заключить, что образовательная цель
программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального
искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до
театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной
культуры ребенка как основы его любви к Родине.
* * * .
Для того чтобы педагогический коллектив любого дошкольного
образовательного учреждения имел возможность творчески развивать
предлагаемый вариант программы, в издании, помимо описания ор-
ганизационных и методических приемов педагогической работы, те-
матического плана и конспектов занятий, приводятся в виде приложений
следующие материалы:
1. Сведения из разных литературных, исторических, этнографических и
искусствоведческих источников, поскольку доступ к такой литературе в
полном объеме, адаптация многих написанных для профессионалов текстов
весьма затруднительны для большинства педагогов. Между тем, знакомство с
данными материалами (о русских праздниках и традициях, об особенностях
жилища, одежды и кухни, о декоративно-прикладных промыслах и т. д.) будет целесообразно для повышения уровня личностной культуры
педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного
возраста.
2. Сказки, былины и литературные произведения1, предложенные для
использования на занятиях, поскольку в детских садах может не оказаться
некоторых из них.
4
3. Нотный материал, который педагоги, возможно, захотят использовать
на своих занятиях.
4. Небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках,
пословицах, поговорках старинных русских слов.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника