ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Педагогический работник Шафоростова Елена Петровна.
Педагогический работник
Шафоростова Елена Петровна
Отсутствуют

Программа занятий

ПРОГРАММА

В последние годы в российской системе дошкольного образования

произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание

образования и воспщ'ания детей. Появилось несколько новых комплексных

программ (например, «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство»,

«Истоки»), которые с успехом используются во многих дошкольных

учреждениях. В них основные направления развития детей получили

обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из типовой

Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста (1986),

которая и в настоящее время достаточно широко используется в детских

садах, как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Этот

раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной

направленности. Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной

из порциальных проблема нравственно-патриотического воспитания детей с

позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически

совсем не затрагивается.

Нами была предпринята попытка восполнить этот пробел. Ее результатом стала образовательная программа, теоретическую основу

которой составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о

необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим

ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении

личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического

развития человека (И. А. Ильин, Д С. Лихачев и др.). В отсутствие каких бы

то ни было общегосударственных идеологических установок, мы считаем

необходимым сначала дать специальную аргументацию положения о том,

что приобщение детей к народной культуре является средством

формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Для

этого необходимо специально остановиться на раскрытии таких понятий,

как «национализм», «интернационализм» и «патриотизм».

Сложность дифференциации этих понятий и правильного их

осмысления заключается в том, что понятие «национализм» для многих

россиян ассоциируется с понятием «национал-патриотизм», и, прежде всего,

— с германским фашизмом, основой идеологии которого является

противопоставление одной, «избранной» расы (национальности) всем

остальным. Пропитанный чувством собственного превосходства, национал-

патриотизм всегда сопряжен с неприятием другой культуры, людей другой

национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и

насилием. В новейшей истории, а следовательно, и в нашей памяти, понятие

«интернационализм» противопоставлено понятию «национал-патриотизм».

Государственная идеология подменяла понятие «патриотизм» понятием

«интернационализм» или использовала их как синонимы.

Понятие- «интернационализм» трактуется также неоднозначно.

Интернационализм может выступать как противопоставление национал-

патриотизму и проявляться, например, в объединении людей по признаку

одного вероисповедания («Все люди — братья во Христе»). Это означает, что

христианин является гражданином вселенной, и, следовательно, отвергается

деление людей по странам проживания, расам, национальностям.

Интернационализм может проявляться и в идее преодоления людьми

языковой разобщенности. Вспомним, например, еще недавно всерьез

дискутировавшуюся возможность перехода на единый язык «эсперанто».

~

Распространявшиеся в нашей стране идеи интернационализма в своей

основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве

общества в соответствии с социал-революционным призывом: «Пролетарии

всех стран, соединяйтесь!» Для «сознательного» пролетария основная цель —это мировая революция, ради которой он может и должен предавать не

только своих близких, но и Родину. Фанатичная приверженность такой

идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во

время первой мировой войны и особенно позднее, в первые годы советской

власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на

гибель соседа, брат — брата, сын — отца. Поэтому нам необходимо ясное

понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в

наших детях.

Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает

в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию

общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.

Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к

формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни

способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает

творческие усилия и достижения,, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие

свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право,

германская музыка и т. д.). Каждый народ привносит в культуру свое, и

каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот

почему национальный гений и его творчество оказываются предметом

особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит

сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя,

но в то же время за весь свой народ.

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном

или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и

творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру

страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна

вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот

учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его

характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти,

обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но

подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и

переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью

человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не

сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить,

а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное

самоопределение.«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди

других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о

наших памятниках, литературе, языке, живописи...

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены

воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать

неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-

новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,

фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному

искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных

достижений, просеянных сквозь сито веков.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая

Программа воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и

основной документ для воспитателей таких задач не ставила Правда, уже в

младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной

игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.),

малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами,

народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.

Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с

декоративноприкладным искусством Хохломы, Городца, дымковской,

каргополь- ской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту

усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора,

восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве,

выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской

культуре были отрывочными поверхностны. В чем же дело? Возможно, это

происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с

родной культурой были сформулированы слишком общо. Например:

«Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с

некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не

обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у

воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий.

Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала

возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных

праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее — краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского

гядя это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции

рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется

большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи

старославянские слова и изречения, почти не используются потешки,

поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной

жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в

фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво

считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений

недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали

в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские

народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую

недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры,

плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли испольвовать к месту.

Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-

распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь

современным материалом.

А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского

труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой

Программой, решалась формально, содержательно не связывалась с

природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это

вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали

традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были

проникнуты чувством понимания ее древности и величия.

Исходя из вышеизложенного, для своей программы «Приобщение детей

к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие

приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,

воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что

они —часть великого русского народа

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки,

песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном

творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера,

присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте,

правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,

загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-

то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый

говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В

пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные

позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества

людей. Особое место в произведениях устного народного творчества

занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством

человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим

источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны

занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются

накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными

особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц,

насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с

трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их

целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят

национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, молено заключить, что образовательная цель

программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального

искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до

театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной

культуры ребенка как основы его любви к Родине.

* * * .

Для того чтобы педагогический коллектив любого дошкольного

образовательного учреждения имел возможность творчески развивать

предлагаемый вариант программы, в издании, помимо описания ор-

ганизационных и методических приемов педагогической работы, те-

матического плана и конспектов занятий, приводятся в виде приложений

следующие материалы:

1. Сведения из разных литературных, исторических, этнографических и

искусствоведческих источников, поскольку доступ к такой литературе в

полном объеме, адаптация многих написанных для профессионалов текстов

весьма затруднительны для большинства педагогов. Между тем, знакомство с

данными материалами (о русских праздниках и традициях, об особенностях

жилища, одежды и кухни, о декоративно-прикладных промыслах и т. д.) будет целесообразно для повышения уровня личностной культуры

педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного

возраста.

2. Сказки, былины и литературные произведения1, предложенные для

использования на занятиях, поскольку в детских садах может не оказаться

некоторых из них.

4

3. Нотный материал, который педагоги, возможно, захотят использовать

на своих занятиях.

4. Небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках,

пословицах, поговорках старинных русских слов.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie